Поиск по этому блогу

РОЗПОВІДАЮТЬ ДОКУМЕНТИ.
Продовжуємо публікувати інформацію про пам’ятки книжкової культури, опрацьовані Філаретом (Д. Гумілевським) у працях «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» та «Историко-статистическое описание Черниговской епархии».





СТАРОДРУКИ СУМЩИНИ
У ПРАЦЯХ АРХІЄПИСКОПА ФІЛАРЕТА.

Белополье

Храм Рождества Богородицы 
«В храме есть дорогие вещи по древности, а частию и по святости:…б) Евангелие, печ. в Киеве 1697 г. и другое печ. в Москве 1717 г., оба поступили из Стефановской церкви. Евангелие печ. м. 1758 г., евангелие страстное печ. м. 1745 г. в) требник м. Петра Могилы, печ. в Киеве 1646 г., поступивший из упраздненной Николаевской церкви, общая минея печ. м. 1661 г., триодь цветная печ. в Киеве 1724 г., обе из Стефановской церкви, служебник печ. в Чернигове 1747 г. из Николаевской церкви, куда пожертвован был в 1750 иером. Сильвестром Новопольским. Молебствия, печ. 1747 г.».
Преображенский храм
«В храме есть евангелие, печатанное во Львове 1636 г. Оно куплено для церкви старостою и братиею богадельни, которая закрыта лет за 40 назад, и на месте которой построена сторожка».
Виры (Белопольский р-н.)
Всехсвятский храм
«Книги храма: евангелие м. 1735 г., апостол м. 1694 г., с надписью: «сия книга Андрея Герасимовича стольника и полковника», октоих м. 1735 г. с надписью: «куплена в церкви Богоотец Иоакима и Анны, да никто же дерзнет отдалити книги сия о храма онаго, аще же кто дерзнет насильством отняти, да имать Судию праведного Иисуса Христа Сына Божия и да разсудится пред судом его страшным, аминь. Дан 7 р. 25 к. року 1735. Подписал поп Федор Никифоров», служебник к. 1746 г. с надписью: «куплена  1772 г. за 3 р. в с. Виры ко храму Богоотец за деньги прихожанина тоя же церкви Христолюбивого Тимофея Харитонова Баенка». Служебник черниг. 1754 г. Служба с акафистом Свят. Николаю, черниг. 1759 г. с надписью: «отменил с. Вирей атаман Данил Антонов Кулак, как жена его Феодосия 1776 г. была в Киеве на поклонение, за 1 р. по прошению Выровского священника Федора Вырославского за владение оным селом г. полковника Степана Ивановича Кондратьева. Подписал десятоначальник села Вирей Иоакимо-Анновской церкви священник Федор Вырославский. В то время были сельские начальники: управитель Иван Александров Кирилов, прикащик Степан Иванов Опареев, атаман Тимофей Харитонов Харченко, он же и Баенко, да той Даниил Антонов Кулак». Пролог 2 части, м. 1735 г. с надписью: «отменили сию первую книгу виревские жители, Демьян Якубенко, Тимофей Белой с товарищи в храме Богоотец, ради проповедания Слова Божия за отпущение грехов. Подписал поп Федор Никифоров грешною рукою року 1746». Учительное евангелие м. 1749 г. с прекрасной надписью: «1750 г. куплена в Москве за 2 р. 40 к., купил и дал в церковь Богоотец в село Полковничье иеромонах Геннадий Забродский, постриженец и уставщик св. обители Пустынно-Молченской Софрониевой, дабы яко в живых, тако и по смерти и впредь будущие священники в молитвах не оставляли, також с ним и монаха Макария, тогож монастыря пострыженца, который к сей книге прикладчиком, не оставлять же. Дана сия книга во пресвитерство благоговейного иерея Якова Федорова. Понеже вижду превеликое тщание о спасении людей оного иерея Якова, его же имя толкуется зачинатель, дабы своим неленостным тщанием сия же книги поучении запинал людем не делати дел сатанинских, богомерзких и благоговению христианскому противных, дабы размножением сего таланта себе и мене Геннадия купно с Макарием искупил во время исхода нашего от мытарей воздушных неврежденными. Понеже тамо не токмо святые мужи и угодницы Божии, но и ангелы трепещут, егда оные страшные мытарства с душами переходят, идеже души, неимущие искупа мытарем оным страшных оставдяют в поругание и мучение, сами же со скоростию отлетают на небо, яко о том мес. Мар. 25 д. В жизни препод. Василия Нового предложено. Во время же отдания книги в с. Вири был управителем благоговейный христианин г. Александр Крилов, зять предпомянутого священника, сродник Геннадию, давшему сию книгу. Мне же паки к тебе слово предлежит, о пресвитере, пастуше словесных овец, да побораши зло по Богоданной тебе пастве на адского амалика-диавола, яко женыне, тако и до конца да не угасает в тебе огонь божественного пламене. Веси честный господине, речение св. Иоанна Златоустого, яко аще едина душа на оный свет без причащения за еврейским небрежением отидет, то иерей все свое спасение превратил есть, аще и благоговейногожития будет. Но и о сем еще вашу святыню молю, да не зело огорчаешися к согрешающим, да не уподобишися оному пресвитеру Хариклию, повествуемому в книзе кормчей, его же Никон Черногорский и протчии укоряху за немилосердие и зельное огорченное безчеловечие к согрешающим. Но паче всего да имееш в уме оное апостольное слово: вы духовнии исправляйтеся духом кротости, да не и ты искушен будеши. Елико кто более неповесть грех, токмо более к нему милосердие, да не когда зван быв второе или многажды, зельного ради запрещения и потязания, усрамится, паче же убоится исповести своя грехопадения и за твое суровство паче погибнет, неже исправится».
Речки (Белопольский р-н.)
«Книги храма: евангелие моск. п. 1685 г., другое моск. п. 1697 г., шестоднев моск. п. 1678 г., цветная триодь м. п. 1702 г.».

Комментариев нет:

Отправить комментарий