РОЗПОВІДАЮТЬ ДОКУМЕНТИ.
Продовжуємо публікувати
інформацію про пам’ятки
книжкової культури, опрацьовані Філаретом (Д.
Гумілевським) у працях «Историко-статистическое
описание Харьковской епархии» та «Историко-статистическое
описание Черниговской епархии».
СТАРОДРУКИ СУМЩИНИ
У ПРАЦЯХ АРХІЄПИСКОПА ФІЛАРЕТА.
Успенский храм с. Тулиголово (Кролевецкий р-н.)
В
нынешнем каменном храме Успения Богоматери, построенном в 1850 г. усердием
Матвея Степановича Алферова, есть памятники более древние: […] Анфологион печ.
в новгор. 1678 г. с заметкою, что он куплен громадою Тулиголовских козаков при
ц. Феодоре п п Иоаким, в бытность священника Григория Комаровского и ктитора
Омелька Чалого. Евангелие без начальных листов, без глав и стихов с надписью:
«я раб Б. Иаков Просченка с женою своею Агафею Ипатовною – у священика Кирила Каневскаго за суму
певную копь двадцать лечую при людех зачных при битности священника
Тулиголовского Григория Комаровского и ктитора Омелька Чалых, следов. Около
1678 г. служебник к. п. 1653 г. по
надписи пожертвованный храму Тулиголов в 1690 при священнике Максиме.
Михайловский храм
с. Дубовичи
(Кролевецкий р-н.)
Древние
книги: а) евангелие к. п. 1697 г. Прекрасна надпись исторического лица на сем
евангелии: «сию святую книгу нового завета спасительніх благовествованій Іисуса
Христа Бога нашего, в ней же изображены суть непорочніи Его Божественніи
заповеди и поученія, надаю и уже наддал есмь в церковь св. Архистр. Михаила в
селе Дубовичах уезду Кролевецкого, аз многогрешный и недостойній человек, иже и рабом рабов Божіих
недоволен есмь именоватися, Василій Кочубей
судія войска е. ц. п. в. запор. енеральный с женою моею Любовію
Федоровною, для отпущенія многих своих грехов и для спасенія нашего и детей
наших, их же имена сам Серцевед ведает, року 1705 апр. 16». Как много говорит
эта надпись о глубоком благочестіи и духе истинно христіанском знаменитого
Кочубея! б) триодь постная без начальных листов. По синксариям на малороссійском
языке это есть Кіевское изданіе 1627 г. Синксарь в неделю мытаря начинается
так: «В нынешній день з Богом тріодь начинаем, которую многія в правде з
промежку святых и богоносных песнотворцев наших отцев, выборние и як пристояло,
от святого збужаемый Духа вспеванию вдачном утворилиы. А первый во всех то
вымыслах… великій вершопис Козьма» и проч. По листам написано: «куплена – до
церкви св. архистратига Михаила, воеводы сил небесных, у село Дубовичи; надана
от пана Василія Кочубея, судіи
енерального року 1704».
в)
Евангелие львов п. 1644 г. На нем две надписи. Первая: «евангеліе тетрь я раб
Божий Іоанн даю до церкви Носовской, до храму рождества Пр. Богородицы и даю до
рук отцу Михаилу, за що он повинен
Господа Бога просити за умершего отца моего и матери моея, а за жены моея Анны и за Родичев ея». Другая надпись:
«Я раб Божій Родіон за прцу свою даю до
церкви архистратига Михаила и даю до рук
отцу Петру, за що он повинен Господа Бога просити за умерших Родіона и
Оресю жену его и Зеновія и Ивана и
Афанасіа сына, дочери Марины и за родичов их». г) Триодь цветная львов п. 1642
г. На обороте первого листа акростих на пресветлый клейнот панов Могил. Начальныя буквы акростиха: П(етр) М(огила),
м(илостию) Б(ожию) а(рхіепископ) м(итрополит) К(іевсккій) Г(алицкій) е(кзарх)
К(онстантинопольскій). После акростиха стихи:
«Корона
есть знак звытятстве буйвол аферою
Слонце,
месяц, и звезды к небу дорогою;
Мечи,
шабли, копье отчизн оборона;
Крест
зас в устах враговых от врага заслона.
Придалась
и лодка котра не инного
Што
значит, – сію церковь роду Россійского.
А
той есть Петр Могила пастырем правдивым.
К
Богу, церкви, отчизне везде горливым.
Нехай
же про то живет в лета Несторовы,
Або
поки травать будут беги фабусовы».
По
листам книги написано, «сію книгу купил Игнат Чепурній за коп десять и отдал
монастыреви гадецкому новофундованому, року 1654». Другая надпись: «триодь
цветная Анни Васильевни Кочубеевни Обедовской, Столпниковой и
полковниковой Нежинской, отдана честному
отцу протопопу Прилуцкому в заведывание року 1708».
Успенский храм
с. Дубовичи
(Кролевецкий р-н.)
И
в этом храме есть замечательная книги и с замечательными надписями. На
евангеліи львов. п. 1644 г. написано: «року 1659 мая 25, я Клим Денисенко
Гуляницкій, козак войска запорожского, обыватель Корсунскій, надаю сію книгу,
до церкви Пречистой Богородицы в месте Корсуне». Другая надпись: «року 1679 іюля
5 мы атаманы куренная Ярославская с товариством … сіе евангелие львовское
добилисмо во Корсунь и даемо ко архистратигу Михаилу Ярославской церкви».
Михайловский храм
с. Ярославец
(Кролевецкий р-н.)
В
Ярославецком храме, по древности, особенно замечательны:
1)
Рукописное евангелие по времени относящееся к концу XVI
века. Величина его в длину 7, в ширину 4 1/2 вершка; с верхними дошками,
покрытыми малиновым бархатом и рельефными в серебре с позолотою изображеніями:
на правой стороне посередине – воскресения Христова с явленіями сопровождавшими
оное; по углам – четырех евангелистов с их символами! На другой стороне
изображено св. крест и некоторыя орудія страданій Спасителя, а по углам трех-угольные
бляхи с узорами. Вся отделка – высокой работы. Эта священная сама по себе книга
священна и по древности и редкости. В 1844 г. она подарена в Ярославецкую
церковь владельцем села Ярославца, что видно из следующей надписи, сделанной на
ней рукою дарителя: «лета тысяча восемь сот сорок четвертого августа 6 дня.
Села Ярославца храм Божій благовещенія пресвятыя Богородицы получил рукописную
книгу сію святаго евангелія в дар от владельца села Ярославца, тайного
советника, члена государственного совета, сенатора и разных орденов кавалера
Даміана Васильевича Кочубея». Кроме этой позднейшей надписи на нем есть две
надписи древнія, сделанныя по листам внизу, которые очень трудно разбирать;
первая: «в лето семон тысячи и от воплощенія Іисуса Христа 1596 року при
держави короля его милости Живкимонта тртяго шведа придана бысть сіякнига
рекомая евангеліе – тетр рабы Божіими поименно их: Симеоном и Гордеем Шебуами
ко храму Божію ку церкви преображенія Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа
в державе его милости князя Василія
Остозскаго во граде нарицаемом Лыбомль
… Другая через лист: «во имя отца і Сына і святаго Духа. Аминь. року Божого 1659 месяца маія 9 дня. Я раб Божій Гришко
Солошенко, козак войска запорозского, обыватель Глушковскій отдалем сію книгу глаголемую тетр – евангеліе
напрестольное до храму воздвиженія честного і животворящего креста Господня
належачем в селе Глушках, при людех добрых
меновите при Иване Красе, атаманом на той час бывши при громади Глушковском
и при Динисе Вскре і Иван Ладокур, брату старшом братства Глушковского». Припоминая надписи на книгах Кролевецких
церквей, приходим к той мысли, что Солошенко оставил Волынскія именія
Острожских вместе со многими другими и конечно не от добра, а от гонений, какія
сын великого отца слабоумный януш дозволил езуитам поднять против православія.
Солошенко принес с собою евангеліе в с. Глушки, известное ныне по своей
суконной фабрике в Суражском уезде.
2)
Три евангелия Московской печати 1717, 1730 и 1753 г.
3)
Служебник Петра Могилы, кіевской печати 1729 г. В нем на третьем листе под
гербом Петра Могилы следующие стихи:
Петра
скала, Петр камень, от Петры твоеи
Б верховный
аостол, иже от своеи
Исповеди
наречен, многим Петром бытии
Даде, и Христа
сыном Божиім учити.
От
него же ты отче всепреподобнейшій
Петре архимандрите пастырю честнейшій
Имя
пріем, и хотя сердцем и устнами
Христа исповедати Богом присно с нами,
Сеже
в евхаристіи: повел издати
Лытургіар: ея же ради благодати,
Даст
ти Христос, Сын Божій, ясти свое тело
Кровь питии, Петром же бытии на той Петр
цело.
Тарасій
З. Кор.
Внизу
же по листам надпись: «сію книгу рекомую служебник купил раб Божой Кирилло
Дорофеевич із женою своею Оленою за отпущеніе грехов своих и предал её до храму
архистратига Христова Михаила до села Ярославца, іж би не могл ей нехто от
церкве Божей узяти».
4)
Другія древнія книги: апостол к. п. 1695 г.
и м. 1748 г., триодь цветная к. п. 1631, 1702 и 1747 г., триодь постная
к. п. 1648, 1743, 1748 годов; октоих к. 1699 г., часослов к. 1742; трифологи к.
1678 10 и 1680 г. 11;
ирмолог львов 1709 г. 12
10 У Каратаева нет.
11 Также нет.
12 По переписи 1759 г. (дело консистор.
1757 г.) в Михайловском храме показаны еще другіе книги, которых ныне уже нет:
служебник вилен. п. 1617 г., триодь постная к. п. 1627 г., апостол львов п.
1639 г., требник Могилы к. п. 1648 г., другой львов п. 1682; огородок к. п.
1676 г., трифолог львов. п. 1694 г.
На фото Успенская церковь с. Тулиголов
Комментариев нет:
Отправить комментарий