Поиск по этому блогу

РОЗПОВІДАЮТЬ ДОКУМЕНТИ.
Продовжуємо публікувати інформацію про пам’ятки книжкової культури, опрацьовані Філаретом (Д. Гумілевським) у працях «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» та «Историко-статистическое описание Черниговской епархии».



На фото зруйновані храми смт. Терни.


СТАРОДРУКИ СУМЩИНИ
У ПРАЦЯХ АРХІЄПИСКОПА ФІЛАРЕТА.

Недригайлов

Покровский храм
«Вероятно в следствие сей царской воли поступило в Покровский храм евангелие обложеное бархатом и печ. в Москве 1657 г., которое сохраняется и ныне в Покровском храме».
Николаевский храм
«К памятникам древности, кроме помянутого евангелия «со стихами и главами первое», изданного в 1657 г. относятся: а) книги: аа) сочинение «игумена монастыря Свято-Никольского Пустынно-Киевского иеромонаха Антония Радивиловского, под заглавием: «Венец Христов з проповедей недельных, аки з цветов рожаных на украшение православно-кафолической святой восточной церкви сплетенный. Или: Казаня недельный на венец всего лета з письма святого, з розных учителей, на пользу душевную православных, собранный». Печ. в Киеве 1688 г. Под листами несколько надписей: 1) «я, Афанасий поп Николаевский сумский книгу сию, прежде бывшую у о. Григория Деркачевского в закладе в 10 золотых на две недели ещё прошлого року 707, ныне отдаю превелебному господину о. Протопопу Иякову Иличу Шияневичу за теж деньги». 2) 1711 г. мая 18 д. сию книгу от о. Афанасия принятую продалем я о. Иоанну Флорову –Соборной Межиричской протопоп Ияков Ильин». 3) отдана сия книга в Недригайлов в церковь Николая Чудотворца для поминовения сына его отца Ивана Флорова…подписал Недригайловской соборной Покровской церкви поп Андрей Алексеев по его Федорова велению». бб) Евангелие учительное: «поучение избранная различными премудрыми мужи от св. евангелия и от многих божественных писаний и от Златоустого во всякую неделю и на праздники». Год и место издания не видны. Надпись: «сию книгу толковое евангелие священник Иоанн Иоаннов Калыновский купил за свои собственные деньги за 4 р. 50 коп. и отдал в Недригайловскую церковь Покрова Пресв. Богородицы». вв) Триодион св. Пятидесятницы, благословением Преосвященного Лазаря Барановича, Черниг. 1685 г., евангелион иждивением братства Львовского 1690 г., служебник при архим. Романе, К. 1736 г., служебник благослов. Преосв. Амвросия, черниг. 1747 г., минеи служ. 12 кн. К. п. 1750 г. осьмогласник м. п. 1750 г., Феофилакта Болгарского толкование евангелий м. п. 1756 г. с надписью: «отменил до храму Свят. Христова Николая в слоб. Недригайлове Ея Императорского Величества придворный певчий Григорий Федорович Белоградский».
Ольшана (Недригайловский р-н.)
Церковь во имя св. мученик Сергия и Анастасии
«Замечательные книги храма: евангелие М. 1641 г., евангелие «со стихами и главами первое издается2 М., 1657 г., триодь постная М., 1710, 1724 г., акафист, К., 1748 г., служебник черн. п. 1746 г.».
Терны (Недригайловский р-н.)
Николаевский и Покровский храмы
«Замечательные книги: а) в Покровском храме: анфологион 4-го Львов. издания 1651 г., евангелие киев. п. 1697 г. и 1737 г., моск. п. и 1748 г., триодь цветная моск. п. 1707 г. с надписью: «Недригайловского жителя священника Покровского Андрея Алексеева», минеи служ. В 12 кн. моск. п. 1724 г. с надписью: «В Терновскую слободу дал владеть той слоб. Управитель Михайло Плахин 1734 г.» б) в Николаевском храме: евангелие моск. п. 1685 г.,  с надписью: «отменил раб Божий староста шпитальный Федор Кузьменко и надал на церковь Божию Покрова Пресвятыя Богородицы, в град Белопольи на ярмарку, -  и вручил в Терновской слободе за 8 коп.».
Деркачевка (Недригайловский р-н.)
Храм св. Николая
«Книги храма: 1) апостол м.п. 1688 г., на 13 стр. изображение евангелиста луки и здесь же написаны стихи:
«Что тебе в том прибыли, что много книг читаешь
И тысячи случаев умом разбираешь,
Когда делаешь, чего должно бегать,
А  бегаешь от того,  что надобно делать».
2) Анфологион печ. в Новгороде Север. 1678 г. Предисловие Лазаря Барановича, «Учители…поведают матерям и девам славу Богородицы, егда по Господских праздницах и  Богородичным праздновати узаконили. В сей же книзе и вся праздники исписаны – Ангелом, Пророком, святителем, Преподобным… от дождя на землю св. отец добрую даннаго прозябаша цветы различные, то червонные рожи мученическою кровию изобразуемый, то крины благовонные чистотою деве знаменуемые»… Надпись: «1768 г. авг. 17 д. требовано от комисарства у священников крепостей на недвижимое имение». 3) Служебник м. п. 1676 г., киев. п. 1736 г., 4) октоих, киев. п. 1674 г., 5) минея праздничная м.п. 1732 г., 6) минеи служебныя в 6 кн. киев. п. 1750 г., 7) триодь постная без первых трех листов по синаксарям на малороссийском языке это есть киевское издание 1627 г. Синаксарь в неделю мытаря: «в нынешний день з Богом триодь начинаем. Которую многие з правде з промежду святых и богоносных песнотворцев, наших отцев, выборные и яко пристояло, от Св. возбуждаемыи Духа, воспеванию дячком утворилы. А первый зо всех то вымыслил тримовлю…великий вершопис Козма» и проч.».
Бобрик (Ульяновский, ныне Белопольский р-н.)
Троицкий храм
«Книги Троицкого храма: апостол киев. п. 1695 г., трефолог моск. п. 1701 г., цветная триодь киев. п. 1702 г.».
Мартыновка (Ахтырский, ныне Тростянецкий р-н.)
Николаевский храм
«Книги храма: цветная триодь, мос. п. 1699 г. с надписью: «1708 г. апр. 23 мы ктиторы мартиновские Дорош Хведоренко и Тимофей Харченко и со всею братиею купили сию триодь за певную цену, за 7 коп. и с золотым, а купили у селе Подставках в Гадяцком повете у священника о. Осипа Друченка, а кто бы имел сию книгу отвалити от храма святителя Христова Николая и села мартиновки таковой будет проклят», б) напрестольное евангелие м.п. 1711 г., в) служебник киев. п. 1737 г., г) осьмигласник киев. п. 1739 г., д) акафист великомученицы Варваре киев. печ. 1748 г. на трех последних надпись: «ахтырской протопопии с. Мартиновки Николаевской церкви», е) рукописный апостол 1654 г.».

Комментариев нет:

Отправить комментарий